ТехСправочник
Воскресенье, 16.12.2018, 23:38
Меню справочника

Форма входа

Категории раздела
Газовая сварка и резка металлов. [59]
Монтаж и эксплуатация подшипниковых узлов. [32]
Муфты приводов - справочные материалы. [7]
Вентиляционное оборудование - справочник. [35]
Справочник по обработке инструментальных материалов [41]
Справочник по деревообрабатывающему инструменту. [41]
Справочник по художественному литью. [44]
Справочное пособие слесаря-сборщика [33]
Справочник по чеканке металла. [13]

Поиск по справочнику

Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Наш опрос
Как Вы относитесь к науке?
Всего ответов: 437

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2014 » Февраль » 6 » Червячные передачи - конструкция, ремонт, монтаж, регулировка, контроль.
21:50
Червячные передачи - конструкция, ремонт, монтаж, регулировка, контроль.





ЧЕРВЯЧНЫЕ ПЕРЕДАЧИ

Червячные передачи применяют для передачи вращения между двумя валами, перекрещивающимися под углом 90°, Обычно передача осуществляется от червяка к колесу. Червячная передача состоит из червяка винта 1 с модульной трапецеидальной резьбой (угол профиля 40°) и червячного колеса 2 (рис. 80, а).
Передаточное число червячной передачи —это отношение числа зубьев колеса к числу заходов червяка. Для червячных передач ГОСТом предусмотрены передаточные числа от 6 до 80. Червячные передачи имеют сравнительно невысокий КПД.



Рис. 80. Червячная передача.

Червяки могут быть однозаходными и многозаходными, выполняться заодно с валом либо насадными. Последние изготовляются отдельно и крепятся на валу, с помощью шпонок.
Помимо червячных передач, у которых червяк имеет прямолинейную образующую делительного цилиндра (архимедовы червяки), имеются передачи с эвольвентными червяками (у них профиль витков эвольвентный), а также глобоидные передачи с червяками вогнутой формы (рис. 80, б).

К червячным передачам предъявляются следующие технические требования:
профиль и шаг нарезки червячного колеса и червяка должны соответствовать другу другу;
червяк должен соприкасаться с каждым зубом червячного колеса на протяжении не менее 2/3 длины дуги зуба червячного колеса;
радиальное и торцовое биение червячного колеса не должно быть за пределы норм, установленных для соответствующих степеней точности;
межцентровые расстояния должны соответствовать расчетной дичине, обеспечивая необходимый зазор, установленный для соответствующего класса передач;
оси скрещивающихся валов должны располагаться под углом 90° уг к другу и совпадать с соответствующими осями гнезд в корпусе величина мертвого хода червяка (угол поворота червяка при неподвижном закреплении колеса) должна быть не выше установленных для соответствующего класса передач; при проверке на легкость проворачивания червяка необходимо добиваться, чтобы крутящий момент находился в пределах, допустимых техническими требованиями; г собранные передачи испытываются на холостом ходу или под нагрузкой; во время испытания собранной передачи под нагрузкой проявляется плавность хода и нагрев, подшипниковых опор, который должен быть не выше 50—80 °С. При проверке передачи должны работать плавно и бесшумно.
Элементы червячных передач работают в условиях повышенного рения, поэтому при сборке необходимо строго выполнять технические требования, предъявляемые к передачам этого вида.



iPиC. 81. Приемы сборки и виды брака при сборке.

При сборке различных червячных передач общими являются следующие подготовительные работы: запрессовка и закрепление венцов на ступицах при разборных колесах, распрессовка червячных передач, методы проверки на краску, Приемы сборки как цельных, так и составных червячных передач имеют много общего с приемами сборки цилиндрических зубчатых колес. При установке червячного колеса на валу для обеспечения нормальной работы передач необходимо, чтобы расстояние А (рис. 80, 6) между осью червяка и осью колеса находилось в пределах установленных допусков, а средняя плоскость I—I колеса совпадала с осью червяка.
Применяют в основном два метода закрепления червячного колеса на валу. При первом методе колесо 1 (рис. 81, а) устанавливается на врезную призматическую шпонку 2 и закрепляется с обеих сторон гайками 3 и 4 при таком закреплении положение средней плоскости у колеса можно менять путем ослабления одной из гаек и подтягивания другой. При втором методе ступица колеса 1 (рис. 81, б) зажимается двумя распорными втулками 5 и б, а по торцам устанавливаются компенсаторные кольца 7 и 8 различной толщины, которые при сборке можно менять, и в результате этого сдвигать колесо в ту или другую сторону.
При закреплении колес на валах возможны случаи неточности сборки: перекос (рис. 81, в) и сдвиг по оси (рис. 81, г). Проверяют наличие перекоса индикатором, устанавливая вал с колесом в центрах. Биение допускается такое же, как и в цилиндрических зубчатых передачах. При монтаже проверяют точность отверстия в ступицах, а также производят, если это необходимо, устранение биения, поворачивая колесо на 90 или 120°, и выполняют для шпонки, новые шпоночные пазы в ступице.
При сборке проверяется также смещение плоскости червяка от оси червячного колеса, которое характеризует качество зацепления и влияет на расположение пятен контакта зубьев колеса с витком червяка. Проверка производится при помощи краски. На винтовую поверхность червяка наносят тонкий слой краски, вводят его в зацепление с червячным колесом, после чего червяк медленно поворачивают вокруг оси. При правильном зацеплении пятно контакта должно составлять 60—70 % по длине и высоте зуба червячного колеса (табл. 42).

Величина, мертвого хода, в зависимости от класса передачи



Рис. 82. Проверка зацепления мертвого хода в червячном зацеплении.

Примечание. Пятно контакта определяется относительными размерами контактного пятна (%): по длине — отношением расстояния между крайними точками следов прилегания, за вычетом разрывов, превосходящих величину модуля в мм, к полной длине зуба; по высоте — отношением средней высоты области прилегания на всей ее длине к рабочей вькоте зуба.
Суммирование всех зазоров в зацеплении червячной передачи создает так называемый мертвый ход, т, е. положение, V когда при повороте червяка за счет выборки зазоров в зацеплении червячное колесо не поворачивается.
Величина мертвого хода определяется по схеме, показанной на рис. 82,
Для определения величины Мертвого хода используются стрелка 1, укрепляемая на корпусе передачи, градуированный диск 4, укрепляемый на хвостовике червяка 2, и индикатор 3.
Момент, когда при повороте червяка на хвостовик стрелка индикатора отклонится с места, означает конец мертвого хода зацепления. Это положение отмечается на градуированном диске. Угол поворота диска при неподвижной стрелке индикатора является полным мертвым ходом передачи.
Допустимые величины мертвого хода в зависимости от класса передачи приведены в табл. 43.
Качество зацепления червячной передачи, кроме качества исполнения отдельных элементов, в значительной степени зависит от качества сборки.



Неперпендикулярность оси червяка к оси червячного колеса характеризуется отклонением от прямого угла, выраженным в линейных единицах.
Правильность угла скрещивания осей червяка и червячного колера проверяют специальными приспособлениями (рис. 83, а). Оно



Рис. 83. Схема контроля расположения осей червячной передачи.

состоит, из скалки 1, устанавливаемой вместо вала червяка, скалки 2, . помещаемой вместо вала колеса, и рычага 3 с индикатором 4. Рычаг устанавливается таким образом, чтобы ножка индикатора касалась в точках п и т поверхности скалки 1. Если угол между осями равен 90°, то показания индикатора в точках пит должны быть одинаковыми.
Другое контрольное приспособление (рис. 83, б), применяемое для этой же цели, состоит из двух скалок 1 и 2 и шаблона 3 с двумя контрольными упорами а и Ь. При правильном угле скрепления оба упора должны соприкасаться с поверхностью скалки 1, что легко проверить щупом.
р Это приспособление можно использовать для контроля межосевого расстояния, так как величина Л и диаметр скалки 2 известны, расстояние к можно замерить щупом, Допустимые значения перекоса осей приведены в табл. 44.

44. Допуски на перекос осей в силовой червячной передаче, мкм



Примечание. Перекос осей — величина отклонения угла скрещения осей червяка и колеса в собранной передаче, выраженная в линейной величине и ширине колеса.
Межосевое расстояние можно измерить также при помощи контрольных валиков (рис. 83, б) и штихмаса. При этом межосевое расстояние будет складываться из расстояния между контрольными валиками Я И половины диаметров этих валиков.
В табл. 45 приведены отклонения межосевого расстояния и предельные смещения плоскости колеса в силовой передаче.

45. Предельные отклонения, мм, межосевого расстояния (числитель) и предельные смещения средней плоскости (знаменатель) в силовой червячной передаче при осевом модуле от 1 до 30 мм



Допускаемое отклонение межцентрового расстояния указывается на сборочном чертеже передачи.
В собранной червячной передаче проверяют величину бокового зазора в зацеплении, т. е. зазора между боковыми поверхностями витка червяка и зубьев колеса. Он определяется в линейных величинах по нормали и боковым поверхностям. Замерить этот зазор трудно, поэтому обычно о нем судят по величине мертвого хода.
Неперпендикулярность оси червяка к оси червячного колеса, а также неправильно выдержанное межосевое расстояние — трудноустранимые дефекты. Они возникают при изготовлении корпуса передачи. В случае если подшипниками валов червяка и червячного колеса служат запрессованные втулки, для устранения этих дефектов необходимо выпрессовать втулки, запрессовать новые и вновь их расточить.
Если валы червяка и червячного колеса установлены на подшипниках качения, устранить дефекты еще сложнее. Для этого нужно расточить гнезда под подшипники на больший диаметр (если это позволяет конструкция корпуса передачи), вставить в них стаканы и вновь расточить гнезда под подшипники. Если это сделать невозможно, корпус передачи необходимо заменить.
Для обеспечения требуемой точности зацепления в индивидуальном и мелкосерийном производстве применяют метод шабрения зубьев червячных колес, но очень трудоемкий и непроизводительный метод, поэтому вместо него используют метод механической пригонки. В корпус передачи вместо червяка устанавливают червячный шевер, подтягивают электропривод и шевингуют зубья червячного колеса. Червяк шлифуют на червячно-шлифовальном станке.
Эксцентричность устраняется методом регулировки. Он заключается в смещении червячного колеса до положения, при котором по середина будет находиться в одной плоскости с осью червяка. Смещение производится при помощи компенсаторных прокладок путем их перестановок с одной стороны ступицы червячного колеса на другую, за счет чего червячное колесо передвигается на ходу.
При работе червячной передачи выделяется значительное количество тепла, в результате чего удлиняется червячный вал, качество и надежность работы червячной передачи ухудшаются.
Поэтому следует предусматривать возможность осевого смещения одного из концов вала.
С целью проверки плавности работы собранной передачи используется специальный ключ (рис. 84) с жесткой головкой 1, на планке которой укреплен индикатор 2, а его ножка упирается в стальной Упругий стержень 3, Если при нажатии на рукоятку 4 показания индикатора в любом положении ключа будут практически одинаковыми, это свидетельствует о плавном вращении червяка. После сборки передачу подвергают обкатке на специальных стенах для предварительной ее обкатки и проверки в условиях, близких к эксплуатационным. При обкатке ведущий вал червяка соединяют электродвигателем, с которого снимают мощность, а ведомый вал — гидравлическим или электрическим тормозом. Регулируя сопротивление тормоза, можно получить режим работы передач под различной нагрузкой.

Категория: Справочное пособие слесаря-сборщика | Просмотров: 8436 | Добавил: Саша | Теги: Червяк, вал, передача, ось, колесо
справочник оборудование сварка фото сварщик изготовление ремонт цветы растения штамп пресс-форма ГАЗ семейное свойства сборка слесарь схема электроды Характеристики инструмент металл технология Сталь процесс печь обработка Фотоальбом деталь электрод конструкция режим бисер пресс модель литье опока характеристика форма АЛЬБОМ Подшипник
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz