ТехСправочник
Понедельник, 22.10.2018, 21:26
Меню справочника

Форма входа

Категории раздела
Газовая сварка и резка металлов. [59]
Монтаж и эксплуатация подшипниковых узлов. [32]
Муфты приводов - справочные материалы. [7]
Вентиляционное оборудование - справочник. [35]
Справочник по обработке инструментальных материалов [41]
Справочник по деревообрабатывающему инструменту. [41]
Справочник по художественному литью. [44]
Справочное пособие слесаря-сборщика [33]
Справочник по чеканке металла. [13]

Поиск по справочнику

Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос
Как Вы относитесь к науке?
Всего ответов: 436

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Апрель » 20 » Рельефная чеканка - технология. Смоляная смесь - приготовление и моделирование.
00:40
Рельефная чеканка - технология. Смоляная смесь - приготовление и моделирование.





РЕЛЬЕФНАЯ ЧЕКАНКА

Вы ознакомились с несколькими видами художественной обработки металлов. Имеете уже некоторый опыт в технике плоскорельефной чеканки. Теперь можно приступать к освоению рельефной чеканки — сложной по технике выполнения, но с гораздо большими творческими возможностями (рис. 12).
Особое значение при работе в этой технике имеет подкладка. В качестве подкладки можно использовать войлок, но лучше всего при-готовить смоляную подкладку, которая позволяет добиваться особой пластичности и тонкой моделировки. Для этого нужно, в первую очередь, изготовить для смолы, деревянный ящик. Размер его может быть любым, в зависимости от размера предполагаемой чеканки. Между пластиной и бортами ящика" должно быть свободное пространство шириной не менее 20...30 мм. Для ящика желательно взять доски толщиной 20...30 мм. Глубина "ящика зависит от высоты рельефа, однако делать этот ящик глубже 100 мм нецелесообразно.
Смоляную смесь готовят из 1/з черной смолы или битума, 2/з мелкой сухой земли (золы или тертого кирпича).



Для большей эластичности смеси в нее добавляют немного воска или парафина (5% к общей массе) и столько же канифоли. Необходимо помнить, что чем больше земли, тем тверже будет смесь и наоборот — с увеличением количества смолы смесь будет мягче и вязче. Приготовленную смесь варят в глубокой посуде, время от времени помешивая до тех пор, пока не образуется однородная масса. При этом надо следить, чтобы она не загорелась. Правильно сваренная смола должна густо течь и хорошо приставать к металлу. Приготовленную смесь выливают в деревянный ящик и дают ей остыть.
Последовательность проведения чеканных работ на смоляной подкладке указана в технологической карте 2. Пластину для чеканки вырезают слесарными ножницами с небольшим запасом по краям (размер полей 20...40 мм), отжигают, загрязненные места очищают металлической щеткой или в кипящем растворе питьевой соды, после чего выравнивают киянкой на стальной плите. Чтобы пластина во время работы не сдвигалась с места, ее углы загибают книзу (рис. 13).

Технологическая карта 2.

Чеканка на смоляной подкладке





Теперь можно приступить к насмолке пластины. Насмолкой называется крепление пластины к подкладке из смолы. Вначале разогревают верхний слой смолы и заготовку. После этого заготовку кладут на смолу отогнутыми углами книзу так, чтобы она разместилась на одинаковом расстоянии от краев ящика. При этом следят, чтобы под пластиной не оказалось воздуха, т. е. не образовались пустоты, которые в процессе чеканки могут привести к тому, что в этих местах чекан будет прорывать металл. Во избежание этого ее нужно класть на смолу не плашмя, а приподнимая один конец: сначала опускают один конец пластины, затем медленно второй. Заготовку плотно прижимают к смоле, но так, чтобы она оставалась на поверхности смолы. До тех пор пока смола не остынет, чеканить не рекомендуется.
Для того, чтобы в процессе осаживания фона края пластины не отставали от смолы и не закручивались кверху, их можно закрепить в некоторых местах гвоздиками.
Только после этого на пластину наносят рисунок, канфарят его и обводят расходником одной сплошной линией. Глубина контурной линии не должна превышать 2 мм, иначе можно прорвать пластину.
Теперь начинаем опускать фон вокруг будущего рельефа молотком и чеканами-лощатниками.
Опускание фона следует начинать в непосредственной близости от границ будущего рельефа, у самой контурной линии, которой он обведен. Чекан при этом следут держать слегка наклоненным в сторону рельефа, чтобы сохранить стенку со стороны рельефа, которая образовалась при расходке, и выровнять стенку (противоположную стенке рельефа) со стороны фона. Участки фона, отдаленные от рисунка, осаживают молотком.
Постепенное опускание фона способствует подъему рисунка, превращению его в выступающий над фоном рельеф. Когда фон будет равномерно осажен, первый этап процесса чеканки можно считать законченным. Пластину нужно снять со смолы. Для этого достаточно нагреть ее и она легко отстанет от под¬кладки.
Так как в процессе осаживания фона пластина нагартовалась, ее нужно отжечь и почистить мягкой металлической щеткой или пучком тонкой латунной проволоки. Перед следующей насмолкой углы пластины отгибают в противоположную сторону, в сторону выступающего рельефа. Насмолку производят так же, как и в первом случае, только пластину кладут на смолу лицевой стороной книзу. Цель этого этапа работы — дальнейший подъем рельефа и уточнение его форм. Выколотку выполняют различными чеканами (лощатниками, пробойниками, бобошниками) и закругленной частью молотка.



Если нужно дополнительно проработать рельеф с лицевой стороны, тогда высоту его делают с небольшим запасом, т. е. чуть выше, чем требуется.
Подъем рельефа не обязательно производить на смоле. Делать это можно и на мешочке с песком или толстой резине, так как на этом,этапе работы нашей задачей является поднятие рельефа и правильное установление основных его соотношений. Предметы переднего плана должны выступать над фоном больше, чем предметы и фигуры второго плана. С этой же целью предметы более объемные также должны быть выше над фоном по сравнению с менее объемными предметами.
Если производят подъем фона на мешочке с песком или резине, то отдельные участки рельефа, которые должны выглядеть на готовой работе четкими, выколачивают на мягкой деревянной доске. Затем пластину снова отжигают, очищают и отгибают углы в сторону, противоположную лицевой.
Покоробившийся за время выколотки рельефа фон тщательно выравнивают на стальной плите широкой частью молотка и киянкой.
Очередную насмолку, в отличие от предыдущих, производят несколько по-другому, так как пластину с выколоченным уже на ней рельефом нам никак не удастся положить на смолу так, чтобы под ней не осталось воздуха. Поэтому оставшуюся смолу надо расплавить и подогреть пластину. Затем заполнить смолой с обратной стороны все углубления рельефа до уровня фона (и даже чуть выше). Когда смола на чеканке начнет застывать, следует разогреть верхний слой смолы в ящике, разровнять смолу и положить на нее чеканку лицевой стороной кверху.
Когда смола совсем остынет, можно приступать к окончательной проработке всех форм рельефа.
Особая роль принадлежит фактуре чеканных поверхностей: с ее помощью создают сочетания матовых, шероховатых, кованых, гладких поверхностей (рис. 14). Это помогает при незначительном различии в высоте отдельных участков рельефа добиться разнообразия поверхности изображенных предметов и получить большой декоративный эффект (рис. 15).
Чеканка будет выглядеть намного выразительнее и привлекательнее, если ее фону также придать соответствующую сюжету фактуру, которая еще больше подчеркнет и выделит рельеф, с помощью различных чека-нов его можно проковать или проканфарить, сделать матовым или рисунчатым, орнаментальным.
В некоторых случаях, чтобы придать работе особую декоративность, делают просечку фона, т. е. его вырубают или выпиливают в расчете на то, что фоном впоследствии станет тот материал, к которому будет крепиться чеканка. Просечку фона производят сечками, не снимая чеканки со смолы. Если металл толстый и при просечке будут слишком прогибаться края, фон после снятия пластины со смолы вырезают лобзиком. Края просечки обрабатывают напильниками и надфилями для удаления заусенцев. А вот выравнивать слишком тщательно просеченные края не следует — слегка загнутые края придадут чеканке дополнительную объемность.
Осталось разогреть пластину, снять ее со смолы, отжечь и очистить от нагрева и очень осторожно выровнять киянкой фон.



В зависимости от материала и поставленных задач, возможна и другая последовательность работы над рельефной чеканкой. Так, например, если необходимо добиться большой точности в работе, четкости контуров и форм, последовательность работы может быть такой. Контур рисунка на пластине канфарят на гладкой деревянной доске. Первую же насмолку пластины производят наизнанку, т. е. пластину кладут на смолу предполагаемой лицевой стороной книзу. Тогда первым этапом чеканки является не опускание фона, а выколачивание рельефа. При такой последовательности работы рельеф получается намного точнее и чище, так как в отличие от выколотки рельефа на песке или резине, когда при каждом ударе опускается большой участок пластины, в этом случае опускается строго ограниченная часть рельефа, соответствующая площади рабочей поверхности чекана. Вместе с тем уже на первом этапе процесса чеканки есть возможность моделировать форму, выколачивая каждый участок рельефа в отдельности на необходимую высоту. Дальнейший процесс обработки чеканки повторяется.
Категория: Справочник по чеканке металла. | Просмотров: 2182 | Добавил: Саша | Теги: искусство, чекан, процесс, чеканка, металл, технология, приспособления, инструмент
справочник оборудование сварка фото сварщик изготовление ремонт цветы растения штамп пресс-форма ГАЗ семейное свойства сборка слесарь схема электроды Характеристики инструмент металл технология Сталь процесс печь обработка Фотоальбом деталь электрод конструкция режим бисер пресс модель литье опока характеристика форма АЛЬБОМ Подшипник
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz