ТехСправочник
Четверг, 18.01.2018, 01:04
Меню справочника

Форма входа

Категории раздела
Газовая сварка и резка металлов. [57]
Монтаж и эксплуатация подшипниковых узлов. [32]
Муфты приводов - справочные материалы. [7]
Вентиляционное оборудование - справочник. [35]
Справочник по обработке инструментальных материалов [40]
Справочник по деревообрабатывающему инструменту. [41]
Справочник по художественному литью. [44]
Справочное пособие слесаря-сборщика [33]
Справочник по чеканке металла. [13]

Поиск по справочнику

Календарь
«  Август 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Наш опрос
Как Вы относитесь к науке?
Всего ответов: 434

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2013 » Август » 23 » Технология нанесения басмы на металл. Словарь чеканщика. Дифовка
19:13
Технология нанесения басмы на металл. Словарь чеканщика. Дифовка





БАСМА

Басма — тиснение или выколотка на матрице — имеет ряд существенных преимуществ перед ручной, чеканкой.
Прежде всего — быстрота изготовления и значительная экономия металла и времени.
Тиснение можно осуществлять на мягком листовом металле из алюминия, меди, латуни и даже из тонкой жести, применяемой в пищевой промышленности (рис. ,19). Чем мягче и тоньше металл, тем точнее он воспроизводит все де¬тали и фактуру матрицы. Если металл тверже или толще, четкость рельефа утрачивается.
Последовательность изготовления басмы следующая. В соответствии с эскизом изготовляют басменную доску (матрицу) в виде металлической плиты толщиной 10...20 мм с рельефом общей высотой 2...6 мм. Чтобы острые выступы и края не прорывали при тиснении тонкий металл, рельеф должен иметь мягкие плавные формы. Обратная сторона матрицы — плоская и ровная.
Изготовляют матрицу двумя способами: литьем и гравированием. Первый способ. Из глины лепят рельеф, с него снимают форму, по которой из твердых медных сплавов отливают матрицу, тщательно ее прочеканивают с целью удаления дефектов, возникших при литье.
Второй способ более трудоемкий. На стальной пластине толщиной около 10 мм (и толще) гравируют рельеф вручную с помощью зубил и штихелей или бормашиной.
Саму басму можно изготовить также двумя способами: тиснением и выколачиванием. Первый способ состоит в следующем. На матрицу кладут тонкий (0,1...0,3 мм) отожженный лист металла, сверху лист резины. Все это помещают под ручной винтовой пресс. Рельеф способствует вдавливанию тонкого металлического листа но все углубления матрицы. Вследствие этого па листе образуется рельефное изображение, которое довольно точно воспроизводит все детали матрицы.



Рис. 19. В. Хилько. Лупкий замок. Медь, басма.





При втором способе лист металла кладут на матрицу. Его выступающие края со всех четырех сторон загибают вниз для того, чтобы в ходе дальнейшей работы лист не сдвигался. После этого рельеф выколачивают резиновым или полихлорвиниловым молотком.
Иногда металл, особенно при работе с высоким рельефом, нагартовывается, что приводит к прорывам или трещинам. В таком случае пластину снимают и отжигают.

ДИФОВКА

Прежде всего, каждому скульптору, задумавшему создать какую-либо работу этой техникой, уж при лепке модели следует учитывать пластические особенности листового металла.
Материалом для подобной скульптуры служат медь, латунь, алюминий, нержавеющая сталь толщиной от 0,5 до 2 мм. Толщина металла зависит прежде всего от размеров и сложности скульптуры.
С авторского оригинала, который готовят, как правило, из глины, снимают гипсовую форму, с помощью которой отливают гипсовый оригинал и дорабатывают его. С гипсовой модели снимают уже не целую форму, а фрагменты (куски) для отливки на этот раз рабочих цементных или металлических рельефных форм, на которых непосредственно производится выколотка листового металла. Цементные куски служат для выколотки обобщенных деталей скульптуры, их изготавливают из цемента и песка. Для чеканки наиболее тонкомоделируемых деталей (головы, кисти рук и т. п.) отливают баббитовые формы, в состав которых входят олово, свинец, медь, сурьма, кадмий (раньше для,этой цели использовался только чугун).
Затем по готовым формам для выколотки вырезают из бумаги для каждого отдельного участка выкройки. Количество их в каждом конкретном случае разное, в зависимости от сложности скульптуры. Так, например, для головы чаще всего делают три выкройки: две снимают с лицевой части с линией стыка через лоб, нос, подбородок и одну с затылка. Соответственно бумажным выкройкам вырезают куски листового металла, который после этого отжигают (кроме алюминия).
Отожженный лист металла прикладывают к нужному участку формы, прижимают специальными струбцинами и обколачивают резиновыми или свинцовыми молотками до
тех пор, пока он не будет плотно облегать форму. Если в процессе работы металл нагартуется, его отжигают. Если в ходе выколотки на листовых заготовках образуются выступающие складки, их вырезают ножницами.
После этого заготовку отжигают, снова накладывают на форму, плотно прижимают к ней с помощью прочной веревки и производят чеканку листа деревянными, пластмассовыми, медными и алюминиевыми чеканами. Затем заготовку еще раз отжигают, снова плотно крепят к форме и окончательно прочеканивают уже стальными чеканами. Нередко бывает, что процесс выколотки заканчивается сразу же после проработки деревянными чеканами.
У прочеканенных деталей в местах их стыков обрезают лишний металл. Делают это так. Какую-либо деталь прикладывают к форме и прочерчивают на ней место стыка с соседней деталью. Деталь снимают с формы и обрезают излишки металла. На форму кладут соседнюю деталь, а рядом с ней внахлестку — уже обрезанную соседнюю. На вновь положенной детали помечают стык согласно обрезанному. на ранее примеряемой детали и излишек металла снимают. Таким способом обрезают и подгоняют одну к одной все детали будущей скульптуры. После чего их сваривают. Сварочные швы запиливают и прочеканивают. Кстати, сварка ведется тем же металлом, из какого сделана скульптура.
И, наконец, скульптуру монтируют на стальном каркасе, изготовленном из уголкового или полосового металла. С этой целью в определенных точках внутри скульптуры, где предполагается соединение с ней каркаса, приваривают полоски из того же металла, что и скульптура. Между скрепляемыми деталями каркаса и приваренными к скульптуре пластинками, которые соединяют болтами, вставляют текстолитовые прокладки. Этим устраняют появление коррозии, которая возникает при соединении вплотную разнородных металлов.

Художественная отделка чеканных изделий

Всем, вероятно, приходилось видеть в музеях старинные вещи из бронзы, меди, латуни, серебра. И, наверное, каждый замечал, что все они как бы многоцветные, темные в углублениях и блестящие на выступающих рельефных деталях. Эти полированные участки искрятся и загадочно мерцают на темном, будто отодвигающемся вглубь фоне, что делает старые изделия особенно красивыми и привлекательными.
Что же это за покрытия, так преобразующие старинные предметы? Налет зеленых, голубых, коричневых, серых и черных оттенков, покрывающий со временем цветные металлы, называется патиной. Патина появляется вследствие длительного воздействия на металл кислорода, сероводородных паров, кислот, когда на поверхности металлов происходят реакции, в результате которых образуются новые химические вещества. Они, соединяясь с данным металлом и покрывая его, придают ему тот или иной цвет.
Однако ждать долгие годы, пока наша чеканка тоже покроется патиной необязательно. Благодаря тому, что применяемые в чеканке металлы легко вступают в реакции со многими химическими веществами, в результате чего на их поверхности также образуются новые вещества в виде тонких пленок различных цветов, мы имеем много возможностей «состарить» свою чеканку искусственно за считанные минуты. Применяя искусственное тонирование — патинирование, чеканщик может по своему усмотрению, в соответствии с творческим замыслом подчеркнуть или зрительно смягчить форму или ее отдельные детали, усилить этим выразительность композиции. Ведь затемненной .фон как бы отступает на второй план, тем самым выдвигая на первый план рельеф, полнее выявляя и подчеркивая его, а вместе с тем и смысловой акцент работы, ее содержание, идею. Кроме этого, тонированием можно добиться не только едва заметных цветовых переходов на чеканке, но и цветовой гармонии между чеканкой и основой, на которую она прикреплена (деревом, картоном, тканью).
Важнейшим залогом успешного проведения процесса тонирования чеканки является чистота металла. Для того чтобы металл активно вступил в реакцию с каким-либо химическим веществом, он должен быть совершенно чистым. Поэтому чеканку необходимо прежде всего отжечь. Отжиг производится не только для того, чтобы чеканка стала мягче, а прежде всего для того, чтобы сжечь на ней все остатки смолы. Остатки смолы можно также удалить бензином или растворителем.

Но прежде чем приступить к тонированию, вкратце ознакомимся с теми химическими веществами, которые можно применять для этого процесса.
Битум — природные или искусственные твердые или вязкие жидкие органические смолы черного цвета.
Винный камень С2Н2(ОН)2(СООН)2 — бесцветные кислого вкуса кристаллы, которые легко растворяются в воде.
Вода Н2О — является отличным растворителем для
огромного количества органических и неорганических веществ и соединений.
Гипосульфит (тиосульфат натрия, серноватокислый натрий) МагЗгОз. бНгО — блестящие бесцветные кристаллы, легкорастворимые в воде. Применяется в фотографии для приготовления фиксажей (закрепителей).
Канифоль — твердая, хрупкая, стеклообразная прозрачная смола светло-желтого цвета. Продукт переработки смол хвойных деревьев. Применяется при пайке и изготовлении многих материалов.
Клей БФ-2 — спиртовый раствор фенолформальдегидной смолы и поливинилбутираля. Применяется для склеивания металлов и других материалов.
Керосин — прозрачная или бесцветная желтоватая с голубым отливом горючая жидкость.
Раствор перманганата калия (марганцовки) КМ2О4 — темно-фиолетовые кристаллы, растворимые в воде.
Масло льняное — желтоватая масляная жидкость.
Медный купорос — (сульфат меди, медь сернокислая) Си5045Н20 — прозрачные стекловидные кристаллы ярко- синего цвета, которые легко растворяются в воде, придавая раствору синюю окраску.
Нашатырь — (хлорид аммония) —белый кристаллический порошок, горький на вкус, с резким запахом, растворяется в воде.
Нитрат меди (И) (азотнокислая медь) Си(НОз)2Х ХЗН2О —синие кристаллы, при нагревании разлагаются с выделением кислорода и бурых окислов азота, переходя в черную окись меди.
Олифа — желтоватое жидкое пленкообразующее вещество приятного запаха.
Парафин — белая или желтоватая масса, без запаха и вкуса, температура плавления 50...60°.
Паста ГОИ — твердое вещество зеленого цвета, состоящее из стеарина, воска, жиров и полировальных порошков. Применяется для полирования цветных и прочих легких металлов.
Поташ (карбонат калия, калий углекислый) К2СО3 — белый мелкокристаллический порошок, который хорошо растворяется в воде.
Сахар молочный (лактоза) С12Н22О11 — белое кристаллическое вещество, сладкое на вкус. Получается из сыворотки молока. Применяется в фармацевтике.
Сера 5 (в палочках) — твердое вещество желтого цвета, нерастворимое в воде.
Сода двууглекислая (питьевая) МаНСОз — белый порошок без запаха, растворяется в воде.


Теперь ознакомимся с некоторыми способами тонирования металлов, применяемых в чеканке. Начнем с алюминия.
Для тонирования изделий из алюминия проще всего воспользоваться обычной копотью. Но перед этим выпуклые места чеканки надо отполировать. Затем чеканку держат над подожженной берестой, следя за тем, чтобы она покрывалась равномерно копотью. После этого чеканку слегка протирают ветошью, стараясь не снять копоть в углублениях и покрывают лаком.
Красивую пленку от светло-коричневых до темно-коричневых переходящих в черный оттенков можно получить на алюминии, если смочить его молоком и прокалить над пламенем до полного испарения молока. Оттенки зависят от количества молока, попавшего на пластину: чем его меньше, тем светлее покрытие.
Чтобы изделие покрылось золотистой пленкой, применяют парафин, который в расплавленном состоянии наносят на поверхность тонким слоем, после чего чеканку прогревают над пламенем.
Для тонирования алюминия, меди, латуни можно воспользоваться керосином и битумом. Делают это так: ветошь смачивают в керосине и проводят ею по битуму, затем тщательно натирают чеканку, особенно в углублениях. Когда изделие приобретает необходимую черноту, снимают битум с выпуклых мест и прогревают чеканку над пламенем до полного высыхания.

Рецепты для тонирования изделий

Простейшим и, пожалуй, самым древним способом тонирования изделий из меди является так называемый олифовый обжиг, при обработке которым медный лист становится коричневым и блестящим. Чеканку покрывают тонким слоем льняного масла и нагревают при умеренном пламени (а еще лучше в муфельной печи) до тех пор, пока масло не испарится. Чтобы получить красивую и стойкую окраску, процесс следует повторить до двадцати раз.
Этим же способом можно тонировать и жесть. Вместо льняного можно применять любое растительное масло и даже олифу.
Меди можно придать серебристый блеск, если натереть ее смесью, состоящей из 4 г нашатыря, 4 г винного камня
и 1 г ляписа. Образовавшуюся смесь разбавляют водой до густоты кашицы.
Следующие несколько рецептов можно использовать для тонирования латуни.
Приятный теплый коричневый тон даст погружение латунной пластины в раствор, состоящий из 1 л 25-процентной аммиачной воды и 50 г медного купороса.
Предлагаемые далее рецепты пригодны для тонирования как меди, так и латуни.
Для того чтобы получить черно-зеленый цвет, пластину опускают в 50-процентный раствор нитрата меди, медленно высушивают, после чего быстро нагревают.
Меди и латуни можно придать вид серебра. Для этого хорошо очищенную и обезжиренную пластину погружают на продолжительное время (12... 15 ч) в старый отработан¬ный гипосульфит (закрепитель).
Чтобы получить коричневый цвет, можно воспользоваться раствором из 50 г гипосульфита, 50 г медного купороса и 1 л воды. Пластину опускают в раствор, подогретый до температуры 70...80 °С.
Превосходные результаты получаются при тонировании меди и латуни так называемой серной печенью. Для ее приготовления смешивают 1. часть серы и 2 части поташа и нагревают при постоянном помешивании, пока смесь полностью не расплавится. Остывшую и затвердевшую массу хранят в герметически .закрытой стеклянной посуде. Для" тонирования составляют рабочий раствор: 5...10 г серной печени растворяют в 1 л воды. 10...15 г на 1 л дадут серые тона. Пластину погружают в раствор (18...20°С) на 2...3 мин. Хранить раствор более суток не cлeдyeт, так как он быстро приходит в негодность.
И в заключение несколько слов о полировке и лакировке готовых изделий.
После придания чеканке того или иного цвета выпуклые участки рельефа полируют, чтобы выделить их на фоне. После полировки фон, оставаясь тёмным, как бы уходит вглубь, еще больше подчеркивая рельеф и придавая работе объемность и многоплановость.
В качестве полировального вещества можно использовать толченый мел, тертый кирпич, абразивный порошок, соду, зубной порошок, пемзу, и, конечно, пасту ГОИ. Порошки лучше всего смешивать с нашатырным спиртом или водой до густоты сметаны. Полученную смесь наносят на войлок, суконку или обратную сторону кожи, которыми вручную полируют чеканку.
Чтобы сохранить блеск, работу рекомендуется покрыть прозрачным лаком или клеем БФ-2.
Нередко фон чеканки просекают или выпиливают, а сам рельеф монтируют на деревянной основе. Дерево для фона выбирается с выразительной, хорошо читаемой текстурой, цвет которого гармонирует с чеканкой, дополняя ее. При необходимости цвет изменяется с помощью, морилки, бейца или раствора марганцовки. С этой же целью дерево можно слегка обжечь над пламенем. После этого деревянную основу покрывают прозрачным лаком.

Словарик

Выколотка — выколачивание молотками (чаще деревянными) отдельных участков рельефа. Выколоткой также называется процесс изготовления объемной скульптуры.
Вытяжка — это свойство некоторых металлов под механическим воздействием вытягиваться. При этом площадь поверхности заготовки увеличивается.
Гравирование — нанесение на поверхность металла надписей, рисунков, узоров режущим инструментом.
Деформация — изменение первоначальной формы предмета под каким-либо воздействием.
Дифовка — вид холодной обработки листового металла, не толще 2 мм, непосредственно молотком. Так же называется выколотка объемной скульптуры.
Заготовка — металлическая пластина, подготовленная для чеканки.
Канфарение—нанесение на какой-либо участок чеканки (чаще всего на фон) мелких точек чеканом-канфарником. Так же называется проработка этим же чеканом контурных линий рисунка на металле.
Контурная линия —линия, которой обводят внешние очертания какого-либо предмета.
Матированная поверхность — участок чеканного изделия, имеющий матовую (не блестящую) поверхность.
Нагартовывание — свойство металла становиться ломким и хрупким.
Насмолка — укладка заготовки под чеканку на смоляную подкладку.
Отбеливание — химическая очистка металла в содовых или кислотных растворах.
Отбортовка — загибание краев чеканного изделия.
Отжиг или отпуск металла — нагревание металла до
определенной температуры с тем, чтобы придать ему недо« стающую ЯРКОСТЬ.
Патинирование — искусственное «старение» чеканки.
Просечка — вырубка отдельных участков пластины.
Развертка—лента с нанесенным на нее орнаментом, с помощью которой этот орнамент переносится на круглое объемное изделие.
Расходка — обводка проканфаренной контурной линии рельефа чеканом-расходником, т. е. нанесение сплошной, линии в виде канавки.
Рельеф — выпуклая поверхность изображения, значительно выступающая над фоном.
Рихтовка — выпрямление металлических листов, имеющих кривизну.
Тиснение — нанесение изобразительных элементов на пластину.
Тонирование — искусственное патинирование (придание необходимого тона, цвета чеканному изделию).
Фактура — особенность отделки поверхности чеканки (матовая, шероховатая, гладкая).

Категория: Справочник по чеканке металла. | Просмотров: 3145 | Добавил: Саша | Теги: инструмент, приспособления, технология, металл, чеканка, процесс, чекан, искусство
справочник оборудование сварка фото сварщик изготовление ремонт цветы растения штамп пресс-форма ГАЗ семейное свойства сборка слесарь схема электроды Характеристики инструмент металл технология Сталь процесс печь обработка Фотоальбом деталь электрод конструкция режим бисер пресс модель литье опока характеристика форма АЛЬБОМ Подшипник
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz