На что влияет оперативная память (ОЗУ) в играх в компьютере и ноутбуке

Работа с ПК

Влияние оперативной памяти (ОЗУ) на производительность в играх

Влияние оперативной памяти на производительность в играх

Влияние оперативной памяти на производительность в играх

Ни для кого не секрет, что комфорт игрового процесса сильно зависит от характеристик компьютера.

Многие производители собирают специальные модели ПК для геймеров, а среди пользователей распространено мнение, что чем больше памяти у устройства, тем удобнее на нем играть.

В статье мы расскажем, на что влияет оперативная память в компьютере в играх и что нужно сделать, чтобы устройство поддерживало любимые игровые программы в отличном качестве и на высоких скоростях.

На что влияет оперативная память в компьютере в играх

Общее представление об ОЗУ

Одной из ключевых характеристик любого компьютера является системная память, включающая в себя физическую память (так называемое ОЗУ) и виртуальную память.

Главным отличием системной памяти от жесткого диска является продолжительность хранения информации: если содержимое жесткого диска хранится на постоянной основе, в том числе после выключения устройства, то системная память после каждой перезагрузки или выключения полностью очищается.

Под ОЗУ (оперативной памятью или оперативным запоминающим устройством) понимают одну из наиболее энергозависимых частей компьютерной памяти, которая сохраняет на протяжении рабочего периода устройства его машинный код, а также все входящие и исходящие данные, нуждающиеся в дальнейшей обработке процессором.

Параметры ОЗУ напрямую влияют на быстродействие ряда рабочих процессов компьютера: чем выше его показатели, тем быстрее будут выполнены поставленные пользователем задачи.

Если рассматривать работу оперативной памяти с точки зрения запуска компьютерных игр, то при их загрузке вся информация (картинка, локации и т.д.) выгружаются из жесткого диска на ОЗУ, после чего необходимые данные перекачиваются на видеокарту, где происходит их обработка и вывод на монитор игрока.

Какой объем ОЗУ оптимален для игрового компьютера

Любая компьютерная игра является программой, исполняемой EXE-файлом, в процессе ее активности осуществляется непрерывная обработка большого объема информации и использование дополнительных графических библиотек. По этой причине оперативную память следует рассматривать одной из важных составляющих любой геймерской системы.

При выборе игрового компьютера первое, на что следует обращать внимание — объемы оперативной памяти. На ней лучше не экономить, поскольку недостаточные размеры ОЗУ скажутся не только на комфорте игрового процесса, но и на успешности в реализации игровых миссий. Емкости, достаточной для обычной работы в офисных программах и интернете, недостаточно для стабильной работы большинства современных игр.

В параметрах любой современной компьютерной игры прописываются требования к ОЗУ. На сегодняшний день для компьютера геймера оптимальным является емкость оперативной памяти от 8 до 16 ГБ: эти объемы позволяют комфортно запускать большую часть игр, не закрывая при этом все работающие программы и процессы устройства.

На большинстве современных игровых компьютеров производителями установлены системы 8 или 16 Гбайт. В наиболее распространенных процессорах AMD и Intel применяются двухканальные контроллеры ОЗУ, благодаря чем на материнской плате каждой платформы установлены 2 или 4 слота DIMM. Материнские платы с разъемами LGA2011 и LGA2011-v3 располагают 4 или 8 разъемами соответственно для подключения ОЗУ.

Оперативная память в компьютере в играх

Что происходит, если объемов оперативной памяти компьютера недостаточно

В тех случаях, когда компьютерной игре не хватает имеющегося объема оперативной памяти и данные в ОЗУ не помещаются, часть информации переносится на виртуальную память — на так называемый «файл подкачки».

Главной проблемой загрузки игры с файла подкачки является низкая скорость работы жесткого диска: показатель оперативности ОЗУ в несколько раз превышает аналогичный параметр виртуальной памяти. Это непосредственно отражается на игровом процессе: пользователь постоянно сталкивается с торможением игры, регулярными лагами и зависаниями на несколько секунд.

Таким образом, сама игра загрузится в любом случае, даже если ОЗУ компьютера недостаточно для ее запуска. Однако прохождение важных игровых моментов и в целом игровой процесс будут сопровождаться регулярным торможением и зависанием.

  • Наиболее серьезной данная проблема будет для геймеров, играющих в онлайн-игры («Дота», «Танки» и другие РПГ): зависание на стороне одного из игроков может привести к поражению как всей команды, так и пользователя при соло-игре, например, при нападение со стороны другого игрока, когда отразить атаку невозможно из-за лагов процесса.
  • В одиночных играх, не предполагающих участие других игроков, торможение менее критично и сказывается на удобстве и комфорте самого игрока. Для прохождения определенного участка ему потребуется потратить больше времени и, возможно, предпринять несколько попыток.

Влияние ОЗУ на производительность компьютерных игр

Влияние ОЗУ на производительность в играх зависит от характеристик конкретной игры. Прежде чем выбирать компьютер с максимальными значениями памяти или покупать дополнительные гигабайты, внимательно ознакомьтесь с параметрами ваших игр:

  • если игрой используется 8 Гб ОЗУ, то обновление оперативной памяти устройства с 4 до 16 Гб заметно отразится на скорости запуска игры, качестве картинки, количестве «лагов» и частоте «торможения» процесса;
  • если игра использует все те же 8 Гб памяти, уже имеющиеся на устройстве, то увеличение объемов ОЗУ до 16 Гб не окажет никакого влияния на скорость и оперативность игрового процесса: в результате апгрейда компьютера пользователь не заметит никаких положительных изменений.

Далее рассмотрим более подробно, на что влияет оперативная память в играх и от каких ее параметров сильнее всего зависит скорость и качество загрузки программы.

Частота и тайминги ОЗУ

Частота оперативной памяти непосредственно отражается на игровом процессе: чем выше скорость обмена данными с процессором, тем быстрее обрабатывается информация. Другими словами, чем больше показатель частоты ОЗУ, тем выше производительность игры.

В случае с таймингами наблюдается обратная зависимости: чем ниже показатель таймингов, тем больше скорость работы ОЗУ и, как следствие, выше производительность компьютерной игры. При этом важно учитывать, что использование двухканального режима работы оперативной памяти возможно только при условии полного совпадения таймингов.

Кадровая частота

Одним из наиболее важных для геймера параметров оперативной памяти является FPS или кадровая частота — количество меняющихся кадров в течение 1 секунды. Человеческий глаз способен воспринимать разное количество кадров за один и тот же промежуток времени:

  • в спокойном состоянии мы видим 25 кадров/секунду, а скорость реакции нервной системы на картинку составляет около 40 миллисекунд;
  • при возбуждении скорость повышается до 10-15 миллисекунд, что позволяет распознавать до 100 картинок в секунду.

Для большинства компьютерных игр оптимальными параметрами FPS являются 60-80 кадров в секунду. Низкие показатели, на уровне тех же 25 кадров в секунду, заметно отражаются на уровне комфорта во время игры: смена кадров напоминает замедленное слайд-шоу, игрок видит техническую сторону процесса и не может полностью наслаждаться игрой.

Для повышения кадровой частоты пользователи увеличивают ОЗУ компьютера. В отличие от других показателей, рост FPS в результате добавления дополнительных гигабайтов менее заметен. Для большинства компьютеров увеличение кадровой частоты происходит всего на 2-5 пунктов, в случае с двухканальным режимом — до 10 единиц. Таким образом, добавления объемов ОЗУ отражается на параметрах FPS, однако заметного улучшения от 2-кратного увеличения оперативной памяти ждать не стоит.

Встроенная оперативная память: что это и как влияет на компьютерные игры

Помимо классической оперативной памяти компьютера существует встроенная оперативная память графических процессоров (VRAM). Она представляет быструю вариацию флэш-памяти, на которой хранится вся визуализированная графика и иные изображения, обрабатываемые графическим процессором в CPU.

Так же как и с параметрами ОЗУ, объем встроенной оперативной памяти графических редакторов напрямую влияет на качество игрового процесса. В тех случаях, когда интегрированной видеопамяти недостаточно, информация перемещается на ОЗУ. Однако такое решение не способствует сохранению оптимальной производительности игрового процесса: ряд игр, например GTA V, в таком случае не позволяет использовать хорошее качество графики, в значительной части игровых процессов игроку приходит уведомление о превышении лимитов VRAM и ограничении быстродействия игры.

Для большинства современных игр необходимо минимум 6 Гб видеопамяти. Данного объема достаточно для настройки хороших показателей качества изображений и высокого разрешения игровых текстур.

Существует несколько способов решения проблемы ограниченных объемов видеопамяти:

  • никогда не настраивайте качество графики на режим «Очень высокое»: визуально отличить высокое и очень высокое качество невозможно, тогда как использование менее затратного режима позволяет значительно уменьшить требования к ОЗУ и VRAM;
  • протестируйте все варианты режимов в ваших играх: если существенной разницы в качестве изображения нет, следует установить наиболее экономный из приемлемых вариантов.

Отдельно следует упомянуть компьютеры, на которых вместо дискретной видеокарты установлен отдельный модуль, подсоединенный к разъему PCI‑E, а сам графический ускоритель располагается в материнской плате или процессоре. Такая схема характерна для бюджетных ноутбуков и офисных ПК. В этом случае часть объемов ОЗУ используется видеокартой для собственных нужд, поэтому полноценного игрового процесса здесь ждать не приходится. Чтобы компьютер смог запустить современный игровой процесс, потребуется приобрести дополнительный объем оперативной памяти.

Как решить проблему недостатка оперативной памяти

Прежде чем увеличивать имеющиеся объемы оперативной памяти, рекомендуется определить необходимую вам емкость ОЗУ. Для это нужно:

  1. выписать из характеристик ваших компьютерных игр требования к оперативке;
  2. выбрать максимальное значение;
  3. добавить к нему 3-5% на фоновые процессы компьютера;
  4. сравнить с имеющимся сейчас объемом ОЗУ.

В дальнейшем вам достаточно приобрести недостающие гигабайты оперативки, а основные усилия и финансы лучше направлять на улучшение характеристик видеокарты.

Основными рекомендациями, как избежать проблем с ОЗУ в будущем, являются:

  • Используйте компьютеры, на которых установлена материнская плата минимум с 4 слотами DIMM. Даже если сейчас оперативной памяти достаточно, в будущем, для более ресурсоемких игр, можно будет установить дополнительно до 32 Гб ОЗУ.
  • При запуске требовательных к ресурсам оперативки компьютерных игр закрывайте программы и приложения, потребляющие большой объем информации. Одним из наиболее затратных является поисковик Google Chrome.

Теперь вы знаете, в каком случае маленькое ОЗУ можно справедливо обвинять в торможении и лагах игры, а когда причина скрывается в иных параметрах компьютера.

Прежде чем увеличивать оперативную память вашего устройства, внимательно ознакомьтесь с требованиями любимых игрушек, сопоставьте их с имеющимися ресурсами ОЗУ и видеокарты.

Также помните: от зависаний и разовых сбоев не застрахованы даже самые раскрученные компьютерные игры.

Может ли удвоение объема оперативной памяти сильно увеличить производительность игрового ноутбука? Проверяем на деле

Приветствуем зашедших в наш блог игроманов и им сочувствующих. Сегодня мы попробуем проверить, поможет ли доступный для пользователя апгрейд игрового ноутбука (читай – наращивание памяти и замена HDD на SSD) серьезно отразиться на общей производительности машинки.


Фото — asus.com

Вообще, апгрейд ПК, если мы не говорим о десктопах, где пользователь волен заменить все, до чего дотянется, довольно сильно ограничен, когда речь заходит о ноутбуках. Тем более – об ультрабуках. Так что если вы используете мобильную систему с дискретной графикой — вам может быть интересно.

И если в ноутбуках пока (пока) производители еще дают возможность добавить плашек памяти или поставить SSD для улучшения качества жизни (и цены ноутбука при перепродаже), то в ультрабуках все обычно раз и навсегда заботливо распаяно на плате, чтобы вы случайно не улучшили машинку самостоятельно вместо покупки новой.

В этот раз мы будем проводить тесты на ноутбуке ASUS игровой серии Republic of Gamers. Мы проверим работу популярных игр на максимальных настройках на стоковой версии ноутбука, а затем добавим к нему нашу память и SSD и посмотрим, какой будет разница.

ТТХ пациента

ASUS ROG GL552VW

Процессор
Intel Core i5 6300HQ (есть версия с i7 6700HQ)

Видео
Intel HD Graphics 530
NVIDIA GeForce GTX 960M 2G GDDR5 VRAM (есть версия с 4G).

Оперативная память
DDR4 2133 MHz SDRAM, 2 x SO-DIMM (максимум поддерживает до 32, из коробки доступно 8).

Экран
15.6» 16:9 IPS FHD (1920×1080), матовый.

Инструментарий

  • Мониторинг FPS – Fraps
  • Тестирование оперативной памяти – AIDA64
  • Тестирование HDD и SSD – CrystalDiskMark
  • Тесты 3D Mark и PC Mark
  • Память – Hyper X Impact DDR4 (2 плашки по 8 гигабайт каждая).
  • SSD – Kingston m2 SSD 480Gb
  • Набор отверток
  • Желание изменить мир к лучшему

Характеристики памяти

Стоковая память ноутбука

Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш

HyperX Impact 8 GB

Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш

HyperX Impact 16 GB

Запись / Чтение / Копирование / Задержка / Кэш

Сводная таблица по характеристикам памяти

ПамятьЧтение, MB/sЗапись, MB/sКопирование, MB/sЗадержка, ns
stock15735154421563786.1
HyperX Impact 8 GB16402161841619871.0
HyperX Impact 16 GB30384334283030572.0

World Of Tanks


Арт — сайт WoT

Параметры тестирования: качество графики – «Максимальное», разрешение экрана 1920*1080, клиент – HD.

Стоковая комплектация (8 Gb) — в зависимости от интенсивности происходящего на экране среднее значение FPS – от 60 до 68.

8 Gb Hyper X — 59-72 FPS.

16 Gb Hyper X — 60-74 FPS.

GTA V


Арт — сайт rockstargames.com

Параметры графики выставляются с помощью настроек игры с привязкой к объему памяти видеокарты. Включение или повышение качества отображение дополнительных эффектов заполняет шкалу доступной памяти. Итого с 2 гигабайтами GeForce GTX 960M все настройки удается выставить на «Высоко», треть из их затем повысить до «Очень высоко».

Среднее значение FPS на стоковых настройках – 59.

8 Gb Hyper X — 60 FPS.

16 Gb Hyper X — 60 FPS.

Mafia III


Арт — сайт mafiagame.com

Со стоковой комплектацией на максимальных настройках игра выдает 29-30 кадров, иногда проседая до 27.

8 Gb Hyper X — 29 FPS.

16 Gb Hyper X — 30 FPS.

Battlefield 1


Обложка — википедия

Настройки — «Ультра», среднее значение FPS на стоковой памяти — 31.

8 Gb Hyper X — 32 FPS.

16 Gb Hyper X — 32 FPS.

Сводная таблица FPS

ПамятьWoT, HD, Максимальное, FPSGTA V, максимально доступное качество / FPSMafia III, максимально доступное качество / FPSBattlefield 1, Ultra, FPS
Стоковый (hdd + 8 gb)60-685929-3031
HDD + 8 Gb Hyper X59-72602932
HDD + 16 Gb Hyper X60-74603032

3D Mark, набор тестов Time Spy

После прохождения всех тестов набор (graphic, CPU, etc) средний балл на стоковой памяти – 1320.

8 Gb Hyper X — 1321.

16 Gb Hyper X — 1327

Сводная таблица результатов 3D Mark Time Spy

Комплектация3D Mark Time Spy
Стоковая память1320
8GB HyperX Impact1321
16 GB HyperX Impact1327

Сухой остаток

Как сумел заметить внимательный читатель, разница между попытками нарастить FPS с помощью новой памяти и желанием играть на стоковом железе довольно невелика. В случае с FPS ее в принципе нет. Дело в том, что у видеокарты своя память, и она использует для работы только ее. Наращивание оперативной же памяти до любых объемов не улучшит FPS в играх, если дискретное видео не будет использовать оперативную память.

Но замена HDD на SSD сильно влияет на общую производительность ПК (подробнее об этом мы уже писали тут) и неплохо сказывается на стабильности работы. Если на FPS подобные манипуляции не производят никакого эффекта, то на работе ПК, на котором одновременно запущены стандартные приложения и какая-то требовательная игра, разница уже присутствует.

Вот как мы проводили тесты.

  • Windows 10 Pro со всеми обновлениями ОС, доступными на день написания текста.
  • Google Chrome с 15 открытыми вкладками (Gmail, YouTube, Facebook, Google, главная Яндекса, несколько сайтов популярных новостных агентств).
  • Десктопный клиент Skype.
  • Десктопный клиент Telegram.
  • Десктопный клиент WhatsApp.
  • Десктопный клиент Slack.
  • Каждая из игр из нашего списка.

Проверялись довольно рабочие сценарии — сидите вы и играете в танки, но тут вам кто-то звонит по скайпу / пишет в слак / личку ФБ и прочее, и вы (само собой, после окончания боя) сворачиваете клиент, чтобы ответить.

И здесь уже в дело вступает оперативная память. World of Tanks, Mafia III, GTA V реагировали на такое довольно предсказуемо, а именно:

Стоковая память — все сворачивается и адекватно разворачивается.
HyperX Impact 8 GB — все сворачивается и адекватно разворачивается.
HyperX Impact 16 GB — все сворачивается и адекватно разворачивается субъективно в пару раз быстрее, чем на 8.

А вот Battlefield 1 повела себя немного категорично.

8 гигабайт памяти гарантировали, что игра успешно свернется до состояния черного экрана, и 50/50 повесит систему до состояния «Теперь питание компьютера можно отключить».

16 гигабайт памяти позволяли свернуть игру, стоящую на паузе, ответить на звонок по скайпу, развернуть игру и продолжить игровой процесс.

В случае с игровыми ноутбуками апгрейд памяти поможет только для общей работы ПК и выполнения ресурсоемких операций – для любителей рендеринга видео, моделирования, фанатов новых вкладок в Хроме по каждому клику. Тогда да, чем больше памяти – тем задорнее все работает. Ведь не стоит забывать, что для используемых в тесте игр 8 гигабайт оперативки — это лишь минимальное системное требование. А кроме игры компьютеру в любом случае придется держать еще и работу ОС и приложений.

Тесты PC Mark 8 Home

Этот набор тестов призван оценить быстродействие компьютера при использовании стандартных домашних задач — веб-серфинг, работа с фототекой, просмотр фильмов, потоковое видео, видеоконференции и прочее.

По клику на каждый скриншот — онлайн-сравнение результатов с похожими по характеристиками ПК.

https://kevin-seoshnik.ru/kompyuter/vliyanie-operativnoy-pamyati-ozu-na-proizvoditelnost-v-igrah.html
https://habr.com/ru/company/kingston_technology/blog/404183/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts